Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 6 § 3. Реформы Избранной рады

§ 3. Реформы Избранной рады

 

К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия, которое определялось с пятнадцати лет. Он был хорошо развитым, высоким юношей. Наконец-то он освободился от опеки придворных лиц и начал править самостоятельно. Вырвавшись на свободу, он окончательно показал свой жестокий нрав. Со­вершеннолетие он отметил казнями и ссылками: одному из придворных приказал отрезать язык за непочтительные слова, пятерым знатным боя­рам объявил опалу.

Уже в это время в уме молодого великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Эту идею он взял от своих «прародителей», деда и отца. Об этом же ему твердило и его окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя свое собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Мака- рий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной центра­лизованной власти, которая бы находилась в тесном союзе с сильной и бо­гатой церковью. Наконец, в среде развивающегося российского дворянст­ва также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.

Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной под­держке самого самолюбивого 16-летнего монарха созрела в 1547 г. мысль о принятии им царского титула.

Принятие такого титула имело огромное значение для судеб россий­ского государства. Царями в Древней Руси называли византийских импе­раторов. Позднее царями именовали уже золотоордынских ханов. Дтя рус­ского сознания царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. И это было действительно так. Он был равен по значению титулу импера­тора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.

Теперь, после падения Византии и освобождения Руси от ордынской зависимости, титул царя обозначил претензии России на бывшее визан­тийское наследство и на обладание всем объемом власти и суверенитета, который прежде принадлежал Золотой Орде.

16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церк­вей венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство. После долгой и торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в на­чале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва — «царствующим градом».

Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева — юной красавице Анастасии Романовне. Хотя со времени принятия царского титула и женитьбы Иван IV стал править самостоятельно, борьба боярских группировок у трона продолжа­лась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины и сразу же ста­ла рядом с троном значительной силой, противопоставив себя Глинским. Началась новая борьба за доходы и привилегии.

Вскоре эта борьба получила развязку в связи с тем, что в этом же году молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него си­лой — народной яростью.

Недовольство москвичей властями зрело уже давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один задругам в летние месяцы 1547 г. Последний пожар в конце июня спалил почти дот­ла всю деревянную Москву. Сгорело 25 тыс. дворов, 1700 человек погибло. А в это время по городу пошел слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Не исключено, что слух был пущен сторонниками бояр Захарьиных, родственников царицы.

Вооруженные горожане порвались в Кремль, где в это время в Успен­ском соборе у молитвы стоял царь и близкие к нему люди. Разъяренная толпау него на глазах выволокла из собора одного из князей Глинских и на площади забила его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бе­жали из города. Народ разграбил их дворы, а заодно и дворы знатных и бо­гатых людей.

Царь после событий в соборе спешно выехал из Москвы, спасаясь от пожара и восставших жителей. Он укрылся в селе на Воробьевых горах. Но народ достал его и там, возбужденная толпа приступила к покоям Ива­на IV, требуя выдачи уцелевших Глинских. Уговоры царя не действовали; лишь когда он объявил, что Глинских в его загородном дворце нет, толпа ушла. Вспоминая впоследствии эти дни. Иван IV писач: «От сего вниде [во­шел] страх в душу мою и трепет в кости моа».

Царь приказал провести сыск. Все зачинщики восстания были схваче­ны и публично казнены. Но правительство Глинских пало. Отныне пришел конец боярскому правлению в стране.

Молодой царь бросил прежние забавы, прекратил опалы и казни неугод­ных ему бояр. Восстание 1547 г. доказаю, что в обществе существует острое недовольство положением дел. Долгие годы боярского всевластия, беспоряд­ков, расхищения страны и нажима на простых людей истощили терпение на­рода. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группировок, а в уездах — от воли кормленщиков. За разумную политику выступали и многие представители духовенства.

На первых порах Иван IV начат решать эти вопросы осмотрительно, осторожно, устраняя наиболее наболевшие язвы общества. Во-первых, он втрое расширил Боярскую думу, включив туда менее знатных, но способ­ных и энергичных людей, которые полностью поддерживали его. На пер­вое место среди новых советников царя выдвинулся костромской дворя­нин Алексей Федорович Адашев, вошедший в Боярскую думу. Он обратил на себя внимание Ивана IV, когда трудился в его канцелярии — Челобит­ном приказе и докладыват царю поступавшие на его имя прошения. Дру­гим влиятельным царским советником стал Сильвестр, священник Благо­вещенского собора — домовой церкви царской семьи. Честный, религиоз­ный, фанатично преданный сильной царской власти в России, Сильвестр одновременно осуждал стяжательство церковников. Царя он поразил сво­ей открытостью и бессребреничеством. Для себя лично Сильвестр не искал никаких выгод. Близок к царю в это время оказался и молодой князь Анд­рей Михайлович Курбский, талантливый военачальник, образованный че­ловек. Он видел процветание России в содружестве монарха со своими «смышлеными» советниками, был противником тиранства и сторонником справедливого суда.

Не доверяя родовитому боярству, Иван IV возвысил многих представи­телей приказной администрации — дьяков и подьячих. В их руках была вся деловая документация. Они приводили в движение государственный меха­низм. Наиболее близким к Ивану IV среди этих людей стал глава Посоль­ского приказа дьяк Иван Михайлович Висковатый. Человек из низов, все­го в жизни он достиг своими дарованиями, преданностью государству.

Видное место среди реформаторов и успокоителей Русской земли стал митрополит Макарий, который по своему солидному возрасту и сану стал, по существу, духовным наставником царя.

Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близких в то время к Ива­ну IV, Избранной радой, т. е. советом.

Именно вереде Избранной рады и родились в конце 40-х — 50-е гг. ре­формы, которые прославили первый период правления Ивана IV.

В 1549 г. Иван IV созвал так называемый Собор примирения. Во дво­рец были приглашены члены Боярской думы, церковного руководства, воеводы, представители дворян. В России такие соборы впоследствии бы­ли названы Земскими соборами, т. е. соборами от всей земли. 18-летний царь выступил перед Собором с речью. Он обличал злоупотребления бояр, насилия, поборы времен его малолетства. Но сказал, что следует забыть старые обиды и начать совместную работу на пользу страны.

Этот Собор ознаменовал собой начало сословного представительства в России, когда монарх правит совместно с представителями сословий. Та­кие же собрания при королях возникали и в западных странах, где все боль­ший вес приобретали богатые горожане, купечество. Это говорило о зарож­дении первых признаков гражданского общества в России, т. е. такого об­щества, когда сословия получают доступ к влиянию на решение властей, когда воля монарха начинает ограничиваться. Поначалу Иван IV добро­вольно и сознательно пошел на совет со «всей землей».

Собор примирения наметил ряд преобразований, которые и начали осуществляться членами Избранной рады под руководством царя.

Первые преобразования коснулись армии. Местнические споры вое­вод во время походов были запрещены. Появились новые воинские час­ти — постоянные стрелецкие полки.

Стрелецкое войско имело на вооружении не только холодное оружие, как дворянское ополчение, но и огнестрельные пищали. Стрельцы получа­ли обмундирование, денежное и хлебное жалованье. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ремеслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали царской гвардией.

Был установлен единый порядок призыва на военную службу из по­местий и вотчин. Чем больше давалось земли, тем больше воинов в полном вооружении должен был привести помещик или вотчинник. Перед стра­ной стояли важные военные задачи — борьба с Крымским ханством, по­волжскими татарскими ханствами, Ливонским орденом, Польско-Литов­ским государством. Понятно, что центр реформ был повернут в военную сторону. Страна, как и прежде, продолжала военизироваться.

Во-вторых, были предприняты реформы в области финансов. Разорен­ная боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли из церковных хозяйств; монастырей. Теперь церковники были обязаны платить налоги со своих зе­мель, как и другие землевладельцы. Одновременно были введены новые налоги с населения, повышены старые.

В-третьих, были проведены реформы местного и центрального управ­ления. Пришел конец безобразиям кормленщиков — этих насильников, вымогателей и взяточников. Кормления были отменены, а на место корм­ленщиков пришли органы местного, земского самоуправления. Отныне все дела вершили выборные люди от дворянства — «головы» и их помощ­ники — целовальники. Так их называли потому, что они целовали крест, обещая судить и управлять честно и справедливо. Там же, где жили госу­дарственные, или, как их называли, черносошные, крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и тех же целовальников. Такие же порядки были введены в городах среди посадского населения. Эта реформа давала определенные права провинциальному дворянству и свободным, т. е. не принадлежащим частным владельцам, крестьянам и посадским лю­дям, что тоже был цивилизационный шаг вперед.

Усилилось и центральное управление. В Москве окончательно сложи­лась система приказов во главе с боярами и дьяками. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами. Разрядный — дворян­ским войском. Поместный наделял землями служилых людей. Разбойный осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами. Стрелецкий ведал вновь созданным стрелецким войском. Ямской занимался почтовой служ­бой (от татарского слова«ям» — почта). Челобитный приказ, которым ве­дал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал вес дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, ее управления, роста территории появлялись и другие приказы. Все они стро­го подчинялись воле монарха.

По наказу Собора был разработан новый свод законов — Судебник 1550 г. Многие статьи старого свода законов 1497 г. остались в силе. Одно­временно Судебник встал на защиту дворян: их запрещаюсь за долги пре­вращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян с места на место, то она сохранилась.

На созванном в 1551 г. Церковном соборе царь поставил церковникам сто вопросов о жизни и быте Церкви. Прежде всего Иван IV настаивал на укреплении в Церкви порядка и дисциплины. Попытался он провести за­кон о конфискации земельных владений Церкви.

В основном предложения монарха были поддержаны (Стоглав), но все Церковники во главе с митрополитом Макарием воспротивились конфи­скации земель. Однако кое-чего царь добился: Церкви было запрещено приобретать новые земли без доклада царю, а все земли, перешедшие в пользу Церкви в период боярского правления, возвращались государству.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весной. Блюдо симво...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...