Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 5 § 6. Восстание 1113 г. и эпоха Владимира Мономаха

§ 6. Восстание 1113 г. и эпоха Владимира Мономаха

 

После 1111 г. донские половцы надолго потеряли способность к веде­нию активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Покой надолго воцарился на южных границах. Но нарастало внутреннее напряжение в русских землях, особенно в крупных городах. С каждым го­дом происходило усиление социального напряжения в обществе, вызван­ного наступлением князей, бояр, дружинников, духовенства на крестьян­ские земли, на доходы смердов, ремесленников в виде повышения налогов, поборов. Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах; они шли в кабалу к бога­тым, брали деньги, семена, орудия труда в долг. Потом не могли вернуть этот долг своим заимодавцам, задерживали выплату процентов. Особенно отличались городские, в первую очередь киевские, ростовшики, которые ссужали нуждающихся людей деньгами, но брали с них высокие проценты. Ростовщичеством занимались князья, бояре, монастыри. Большим среб­ролюбцем и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк.

Положение простого люда особенно ухудшилось со времени большой общерусской смуты — с начала 90-х гг. XI в. Междукняжеские битвы со­провождались поджогом городов, разорением сел, поборами у крестьян и горожан продовольствия, коней, фуража. Порой смердов, ремесленни­ков, торговцев насильно гнали на войну, а вернуться они могли и к пепели­щам. Дело довершали и нескончаемые половецкие набеги. На бесконеч­ные сечи с половцами уходили народные силы и средства. Деньги для отку­па брались все с тех же городов и смердов. Походы князей в степь также ложились тяжким бременем на русское хозяйство.

Ситуация обострилась, когда в Киеве 16 апреля 1113 г. неожиданно умер великий князь Святополк. И сразу в Киеве начали борьбу за власть сторонники могучих княжеских кланов. Киевский тысяцкий Путята начал уговаривать киевлян пригласить на великокняжеский трон Олега, но против Святославичей сплотилась пар­тия Мономаха. Их представители поскакали в Переяславль звать Владими­ра на киевский стол. А в это время загудел торгово-ремесленный Подол. Там прошел слух, что ненавистный Путята сносится со Святославичами, что он держит сторону ростовщиков — угнетателей народа.

Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись на гору. Толпа разгромила двор Путяты, дворы богатых ростовшиков. удар Пришелся и по богатым еврейским купцам и ростовшикам, которые запер­лись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита Ни- кифора сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены мона­стырей, Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Моно­маха, только он мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали его решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевским низям.

Восстание ширилось. На следующее утро народ снова высыпал на ули­цы. В осаде оказался уже княжеский дворец. Большая толпа бросилась В сторону Печерского и Выдубицкого монастырей, грозясь расправиться с монахами — плутами и мздоимцами. Мятеж нарастал, вовлекая в свой во­доворот все новые и новые сотни людей; пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наибо­лее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.

И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято ре­шение пригласить Мономаха в Киев. Теперь этот шаг диктовался необхо­димостью спасти существующий порядок в стране. Гонец вез Мономаху отчаянное письмо, в котором говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор, или сотских, или евреев пограбят, а еше нападут на невестку твою (великую княгиню, вдову Святополка), и на бояр, и на монастыри, и бу­дешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри».

20 апреля Владимир Мономах во главе переяславской дружины всту­пил в Киев. Сторонники Мономаха разнесли весть, что теперь князь про­ведет правый суд и накажет мздоимцев. Это несколько успокоило людей.

Но более всего на них произвело впечатление появление грозного князя во главе отборного войска. Мятеж в Киеве стал стихать. Через несколько дней после совещания с боярами Владимир Мономах дал Руси новую Русскую Правду, названную «Устав Владимира Всеволоди- ча». Отныне расчеты за взятый долг были изменены. Если человек, взяв­ший в долг, заплатит в виде процентов его сумму, то он обязан был вернугь и сам долг, но если проценты в полтора раза превышали сумму долга, то он автоматически погашался. Отныне нельзя было брать более 20% годовых за предоставленный долг. Эти статьи освободили от долгов многих должни­ков, ограничили произвол ростовщиков. Устав включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Так четко опре­делялись источники холопства: самопродажа в холопство, превращение в холопа человека, женившегося без специального договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без специаль­но оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и бежавший от господина закуп. Но если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались. Нельзя было об­ращать в холопа человека, получившего в долг хлеб или какую-либо другую «дачу».

Все это на некоторое время сняло социальное напряжение в обществе.

По существу. Мономах выступил в истории Руси как первый серьез­ный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы склады­вающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни. Незадолго перед этим Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет. За время правления Владимир Мономах показал себя сильным и воле­вым правителем. Он сумел не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, но и значительно укрепил русскую госу­дарственность. Во-первых, он сокрушил своеволие отдельных князей, за­ставил подчиняться себе братьев Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он, как Владимир 1 и Ярослав Мудрый, рассадил по крупным го­родам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка — Ярослава, ко­торый правил на Волыни.

В 1116 г. Мономах организовал новый большой поход против полов­цев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели вечно мятежные потомки князя Всеслава, который умер в 1101 г., так и не смирившись с властью Киева. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу, с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано.

Он проявил себя не только как видный полководец и властный поли­тик, ной как рачительный хозяин. Его Устав был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от на­родного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.

Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома. Автором свода явился Сильвестр, игумен домо­вого Мономахова Выдубицкого монастыря. За составлением свода следил старший сын Мономаха Мстислав.

На закате жизни Владимир Мономах создал свое знаменитое «Поуче­ние», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяй­ство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторже­ствует: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в серд­це своем и милостыню подавайте изобильную. Это ведь — на чаю всякого добра». «...Не соревнуйся с лукавым, не завидуй творяшим беззаконие, — продолжал он, — ибо лукавые будут истреблены, а богопослушные — те бу­дут владеть землей». «Молод был и состарился, — писал он далее, — и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба». Отро­кам он наказыват: «Еде и питью быти без шума великого, при старых мол­чать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепство­вать словом, не хулить в беседе; не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать кни­зу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлскаюшихся властью, ни во что ставить всеобщий почет». «Всего же более убогих не забывайте, — продол­жат он, — но, насколько можете, по силам, кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

Ставит Мономах и нравственно-философские вопросы: «Более всего гордости не имейте в сердце своем и в уме. но молвите: смертны суть, сего­дня живы, а завтра в фобу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, пору­чил нам это на немногое время» (дается в переводе. —Авт.).

Владимир Мономах умер 19 мая ! 125 г. на реке Альта, а небольшом до­ме, который был выстроен рядом с часовней на месте убийства святого Бо­риса. Он уехал туда, когда почувствован приближение смерти. Один древний источник сохранил такое описание Владимира Монома­ха: «Лицом был красен |красив[, очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен». После смерти Владимира Мономаха, вопреки Ярославовой традиции старшинства в роду, на престол вступил его старший сын Мстислав, хотя были еще живы его дяди, двоюродные братья, старшие его по возрасту. Но слишком велика была власть в руках Мстислава, могучими его военные си­лы. Да и сам князь, проделавший с отцом не одну военную кампанию, слыл способным и решительным военачальником.

Поначалу Мстислав урегулировал отношения в княжеской семье. Он сохранил за своими братьями их владения. Наиболее деятельные из них - Ярополк Владимирович и Юрий Владимирович Мономаховичи — заняли соответственно престолы в Переяславле, который стал со времени пребы­вания там еще Владимира Мономаха, по существу, вторым по политиче­скому значению городом на Руси, и в Ростове. Своего старшего сына Все­волода новый киевский князь «посадил» в Новгороде, другому сыну отдал Смоленск. Таким образом, «племя» Мономаха продолжало владеть всей Русской землей. Лишь Полоцк да Чернигов, где правил сын Олега Всево­лод, непосредственно не входили в Мономахову «отчину».

С черниговскими князьями Мстислав заключил компромисс, оставив черниговский престол за Всеволодом Ольговичем. На Полоцк же вскоре было послано войско, которое овладело Полоцкой землей. В полоцкие го­рода были направлены посадники Мстислава. Сын Мономаха продолжал проводить энергичную политику наступле­ния на половецкую степь. Ударной сшгой здесь продолжало выступать Пе­реяславское княжество, которое испытало немало бед от половецких наше­ствий.

Все попытки половцев воспользоваться смертью Владимира Мономаха и вернуть утраченные позиции натолкнулись на мощь объединенных киев- ско-переяславских сил. Руководил русским войском, как правило, смелый и решительный полководец Ярополк Владимирович, очень напоминавший на поле брани своего отца Владимира Мономаха. Недаром современники говорили про него: «благоверного князя корень». Половецкое нашествие 1129 г. было отбито, а позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных по­ходов в степь сумели оттеснить часть половцев за Дон и Волгу, некоторые из них откочевали даже к реке Яик.

Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпри­нимал походы против чуди и литовских племен, которые не раз тревожили русские границы. По словам летописца, Мстислав «много пота утер за зем­лю Русскую».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весной. Блюдо симво...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...